Воскресенье, 21.10.2018, 16:57
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ШКОЛЫ №8 г. Асбест
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 1265
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четвертая четверть: в ожидании второго дыхания

Последняя четверть – самый ответственный период у школьников. В эти два весенних месяца ребятам после долгой зимы, когда любой человек далеко не в лучшей форме, нужно собрать остаток сил и показать максимально высокие результаты во время многочисленных тестовых и контрольных работ. Вот и видим мы то конфликты на ровном месте, то ничем не объяснимые срывы в поведении и успеваемости. Как помочь детям преодолеть заключительный этап учебного года?

Александра Соболева. В четвертой четверти дети действительно испытывают самые большие нагрузки и усталость. Это можно заметить, бросив беглый взгляд на класс: одни лежат, распластавшись на парте, другие развивают лихорадочную активность, выводя учителей из равновесия, мешая тем, кто пытается сосредоточиться. Поэтому взрослые, окружающие ребенка, должны не выдвигать взаимные претензии, а объединить усилия, чтобы помочь. Учитель, во-первых, профессионал и обладает специальными знаниями, во-вторых, он имеет возможность наблюдать за детьми достаточно продолжительное время. Поэтому он вполне может обратить внимание родителей на то, что их ребенок откровенно устал и просто-таки нуждается в помощи. И помощь эта не усиленный контроль, а комплекс мер, которые поддержат психофизическое состояние.

– Что вы советуете в подобных случаях родителям? Каждый ребенок требует, конечно, индивидуальных рекомендаций, но наверняка есть и универсальные способы.

А.С. Прежде всего понимать, что это естественный процесс, на усталость имеют право все. Что нельзя загружать ребенка интеллектуальной работой круглые сутки, даже если кажется, что он ничего не усвоил из обязательной программы. Сидеть над учебниками часами после целого учебного дня бессмысленно, это пустая трата времени. Нужно дать голове отдых, гуляя около часа в день. Наш организм весной остро нуждается в солнечном свете и свежем воздухе. Если ребенок с самого утра чувствует себя вялым, уставшим, если резко и необъяснимо снизилась успеваемость, попробуйте контрастный душ по утрам.

Многим кажется, что это ерунда и банальность, но я могу вспомнить случай, когда девочка с подобными проблемами в результате применения контрастного душа стала выбираться из академической неуспеваемости. А потом мама вынуждена была уехать, бабушка стала «жалеть» внучку, и проблема вернулась.

Очень эффективны массажные стельки, которые снимают напряжение. Особенно это видно по гиперактивным детям, которые из-за повышенного тонуса даже бегают на цыпочках. Мы многократно убеждались, что если его нормализовать, то и поведение приближается к норме. С этой же целью можно порекомендовать упражнения на колючем коврике: стоять на одной ноге, а вторую поднимать вперед, в сторону, назад, делать вращательные движения. Кстати, упражнения, в которых нужно балансировать, повышают чувство уверенности в себе. Контакт с водой и массаж стоп соединяются в упражнении «Пятьдесят шагов по луже»: налить в тазик нехолодной воды, положить на дно колючий коврик, и пусть ребенок, пока чистит зубы, например, переминается с ноги на ногу.

– А что можно скорректировать в школьной жизни, чтобы хотя бы не усугублять усталость и связанные с ней вспышки раздражения, слезы или апатию?

А.С. Сигнал SOS ребенок подает обычно достаточно отчетливо, хоть и несознательно. Если учитель видит, что ученик отключается от происходящего в классе – в пассивной или активной форме, – просто необходимо дать ему возможность подвигаться: намочить тряпку, сходить за чем-нибудь.

На переменах обязательно нужно давать возможность «выбегаться», сбросить напряжение. Это важно для всех детей, а для тех, кто страдает от синдрома дефицита внимания, особенно. Кстати, такие дети не всегда гиперактивны, они могут быть и медлительными. Но и те и другие испытывают проблемы с сосредоточением внимания из-за быстрой истощаемости головного мозга. Подвижные дети компенсируют ее физической активностью, а медлительные – сном. Им нужно давать возможность восстановиться.

В состоянии усталости даже обычно спокойный, уравновешенный человек может проявлять повышенную эмоциональность, обидчивость. Все негативные черты характера обостряются. Поэтому взрослым нужно особенно тщательно контролировать свои слова. Замечания и критику доносить до ребенка только наедине, исключить ситуации, когда ребенок демонстрировал бы свою несостоятельность перед другими.

– Какие проблемы тревожат родителей к концу учебного года? По каким поводам просят помощи?

Юлия Титова. Больше всего родителей беспокоят проявления, снижающие школьную успешность: сокращается объем памяти, снижается концентрация внимания, у ребенка ослабевает контроль за своим поведением. Отметки могут «скакать» от пятерки до двойки. Довольно часто ребенок попадает в замкнутый круг: от усталости он не может регулировать свое поведение, его начинают ругать, отчего ситуация только усугубляется, и он уже в качестве защиты ведет себя демонстративно, изображает шута. Хотя если бы взрослые заметили это вовремя и отрегулировали ситуацию, неприятных последствий можно было бы избежать.

– Честно говоря, к ребенку, который ни на минуту не перестает ерзать, толкать соседа, выкрикивать, довольно трудно относиться с терпением и сочувствием изо дня в день...

Ю.Т. Вспомните себя, когда вам в конце утомительного рабочего дня приходится решать сложную задачу. Или понаблюдайте за своими знакомыми в подобной ситуации. Даже вполне сдержанный взрослый человек начинает шаркать по полу, качать ногой, женщины часто теребят сережку. Так мы реагируем на чрезмерное напряжение. А гиперактивный ребенок постоянно находится в таком состоянии. И мы серьезно облегчим жизнь ему и себе, если научим его справляться со своим состоянием до наступления подросткового возраста.

– С этой задачей нужно, конечно, отправлять к специалисту. Но если специалиста поблизости нет, что можно посоветовать учителю?

А.С. Когда учитель видит, что ребенок стал рассеянным, забывчивым, невнимательным, можно завести такое правило: прежде чем приступать к новому этапу работы, проговорить предстоящее действие: ставлю ударение, нахожу части слова... Если есть возможность, контрольные работы лучше проводить в начале учебного дня, правда, не на первом уроке – чтобы все уже проснулись, но еще не устали.

Ю.Т. В конце учебного года можно чаще практиковать пересаживание детей с места на место. Чтобы за первой партой, в зоне повышенного учительского внимания, время от времени мог посидеть каждый.

– За всеми этими заботами очень быстро подойдет время контрольных. И вот ситуация: и родители помогали, и сам ребенок прилежно выполнял все задания, и учитель объяснял уже сто раз. Но... «опять двойка». С чем, на ваш взгляд, это может быть связано?

Ю.Т. Прежде всего хорошо бы определить, в чем причина неуспеваемости. Контрольную ведь можно рассматривать не как приговор, а как диагностику. Большое количество ошибок говорит не о том, что ребенок ничего за этот год не усвоил, и уж тем более не может быть поводом оценивать его самого. Это всего лишь основа для дальнейшей работы.

Если учитель даже после многократных объяснений видит, что материал не укладывается в голове ученика, есть повод задуматься о причинах. Например, ребенку с большим трудом дается счет. Это может означать, что у него недостаточно сформированы пространственные представления. Или умение соотносить параметры.

Бывает, что ребенок не может переносить в текущую работу уже изученный алгоритм. Иногда даже одиннадцатилетние дети путают право и лево. А следствием станут затруднения в таком, например, задании: «в первом предложении выделить приставки, во втором – найти подлежащее и сказуемое». И если на подобных трудностях ребенок спотыкается постоянно, нужно понимать, что ситуацию придется исправлять, спустившись на базовый уровень. И это может стать первоочередной задачей на следующий год.

 

Четвёртая четверть

Четвертая четверть в школе итоговая, самая короткая и не менее трудная, чем третья. Близость лета, экзамены, накопленная усталость, дети не могут сосредоточиться на учебе. В итоге к концу учебного года появляется усталость, падает успеваемость, а заболеваемость возрастает. Педагоги и врачи говорят: «синдром четвертой четверти». Вот его симптомы:

  • вялость;
  • раздражительность;
  • снижение концентрации внимания;
  • головная боль.

Хроническую усталость легче предупредить, чем потом с ней бороться. Следите за тем, чтобы ребенок ночью высыпался. Любому учащемуся младших классов нужно спать примерно 10 часов в день, а более старшим детям – 8. Несоблюдение этих правил может повлечь за собой переутомление нервной системы, упадок сил.

Для ребенка огромное значение имеет полноценное и сбалансированное питание. Весной организму необходимо получать как можно больше витаминов. Включите в рацион ребенка зелень, овощи и фрукты. Белки стимулируют деятельность мозга, для иммунитета полезны овощи и фрукты. Для того, чтобы в организм чада поступала аскорбиновая кислота, предлагайте ему цитрусовые и отвар шиповника, который убережет от простуд.

Молодой и подрастающий организм слишком устал за продолжительную зиму. Тут помогут прогулки по набережным и паркам, активное провождение времени. Свежий воздух и двигательная активность помогут пережить синдром третьей четверти. Школьник должен проходить пешком не менее 4 км в день, пусть прогулка перед сном будет вашей семейной традицией.

Однако о занятиях забывать не следует. В случае, если школьник не успевает ни отдохнуть, ни позаниматься, то вам лучше всего вычеркнуть из графика дополнительные занятия. В данный период ему больше всего необходима физическая активность.

Если вам кажется, что силы вашего ребёнка на исходе, предложите ему прямо посреди недели устроить выходной, например в четверг. Самое важное, чтобы ребенок не запускал занятия.

Немаловажное значение имеет психологическая помощь. Чаще разговаривайте с ребенком, веселитесь, смейтесь.

 

Третья четверть: особенности, которые должны знать родители школьника

Третья четверть – самую долгая и трудная для школьников. Как сделать, чтобы обучение прошло максимально комфортно?

Борьба с ситуаций

Зимой школьникам сложно расслабиться – часто в феврале-марте изучается сложный и объемный материал, проходят различные олимпиады, контрольные, старшие классы начинают готовиться к экзаменам.

Но выдержать школьникам третью четверть «без боя» бывает тяжело – авитаминоз, зимние холода, ухудшение эпидемиологической ситуации и недостаток солнечного света делают свое дело.

С 4-5 недели непрерывного обучения работоспособность детей начинает падать. Если четверть длится более 8 недель – начинаются жалобы на плохое самочувствие, головную боль, сонливость, снижение внимания, врачи фиксируют вегетативно-сосудистые расстройства со склонностью к гипертоническим реакциям

Когда ребенку нужен отдых

Переутомление – состояние, возникающее от истощения внутренних ресурсов из-за длительной нагрузки.

Есть определенные признаки, по которым родители могут понять, что ребенок устал и ему необходимо снизить учебный темп:

  • излишняя плаксивость, пассивность;
  • агрессивность, замкнутость, излишняя эмоциональность;
  • жалобы на недомогание;
  • снижение веса;
  • ухудшение аппетита;
  • плохой сон;
  • синие круги под глазами;
  • ухудшение памяти;
  • снижение успеваемости.

Если вы заметили у ребенка больше 2-3 признаков – ему срочно необходим отдых, как минимум 1-2 дополнительных выходных в неделю.

Что могут сделать родители

Сколько бы лет ни исполнилось ребенку – родительская обязанность следить за его здоровьем.

Мы подготовили для вас несколько пунктов «программы оздоровления» в третьей четверти:

1. Каждые выходные проводите на воздухе, например, все вместе катайтесь на коньках, лыжах или роликах.
2. Организовывайте поход всей семьей в бассейн или сауну. В сауне используйте ароматерапию, несколько капель эфирного масла базилика, лаванды, лимона, апельсина или розмарина помогут взбодриться и взрослым и детям.
3. Поставьте вазы с фруктами во всех комнатах, на видном месте. Вазу в детской обязательно наполните любимыми фруктами ребенка.
4. Всей семьей пейте витаминные чаи. Можно купить аптечные или заваривать шиповник, сухие травы или ягоды, которые давно стоят на самой дальней полке кухни, заботливо переданные бабушкой.
5. Купите и используйте увлажнитель. Сухой воздух от батарей центрального отопления, пересушивает слизистые носа и горла, из-за чего те становятся более уязвимыми для атак вирусов и инфекций.
6. Соблюдайте режим дня. Ученик начальной школы должен спать 9-10 часов, старшеклассник – не меньше 8, иначе работоспособность падает на 30%. В субботу и воскресенье пусть ребенок выспится и по максимуму проведет время на свежем воздухе.
7. Следите за питанием. В этот период питание должно содержать много витаминов и микроэлементов. Если сложно уговорить кушать овощи – пусть вволю ест фрукты, а также нужны мясо и рыба: белки стимулируют работу мозга.
8. Создавайте настроение. Читайте больше юмористических рассказов, смотрите веселые телепрограммы, повесьте на стены яркие картины и фотографии, а одежду старайтесь подбирать оптимистичных расцветок, непременно ярких и теплых тонов.
9. Боритесь с однообразием. Монотонность школьных будней необходимо разбивать яркими событиями: отпускайте ребенка раз в неделю на дискотеку, на матч, на обратном пути из школы пройдитесь по магазинам, на выходных сходите на выставку, в театр.
10. Интересуетесь  школьными успехами. Иногда ребенку тяжело дается какая-то тема или он что-то не понял и с трудом выводит сложные уравнения, никому об этом не говоря. В таком случае ему нужна ваша помощь, а для этого стоит обратить внимание, что написано в дневнике и тетрадях не мимоходом, а внимательно.
11. Ищите свои тактики и стратегии улучшения обучения. Кому-то легче начать с легких заданий, чтобы потом кропотливо делать сложные. Кто-то, напротив, сначала преодолевает трудности, а потом делает остальное за 5 минут с хорошим настроением и остается уверенным в себе. Важно построить работу комфортно.
12. Забудьте про прессинг. Не ругайте за плохие отметки и не выученные уроки. Повышать голос, а тем более применять физическую силу – бессмысленно. Не отказывайте в помощи, спокойно задавайте наводящие вопросы, подсказывайте, времени и нервов на выполнение уроков уйдет гораздо меньше, а на позитив и отдых останется больше.

Надеемся, что наши советы помогут вам продержаться без потерь в сложное время третьей четверти.

 

1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников

Наступил второй учебный месяц, и многим родителям кажется, что самое сложное в первом классе уже позади. Школу выбрали, 1 сентября пережили, с детьми ребенок подружился, родительское собрание прошло — вроде бы все, можно вздохнуть с облегчением.

Но психологи советуют оставаться начеку. Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Признаки успешной адаптации к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Мама Ирины в беседе с психологом отмечала, что девочка негативно отзывается об одноклассниках, отрицательные эмоции проявлялись в виде криков, слёз, нежелания ходить в школу. Как выяснили позже психологи, у Ирины недостаточно развиты моторные навыки, слабо развита концентрация и устойчивость внимания, девочке не хватает воли и усилий высидеть на уроке.

В середине первого класса мама Савелия стала жаловаться психологу: мальчик грубит, не реагирует на замечания учителя, чуть что — в слёзы. Разговор с учителем прояснил, что Савелию сложно даётся математика, он с трудом считает и плохо запоминает. Проблемы накапливаются и накапливаются, а наказания взрослых и их строгость только мешает.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
  • резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)

Как помочь ребенку?

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Наталья Кацевич, психолог

 

Родители и дети: арифметика любви

Теплые, дружеские отношения с собственными детьми – пожалуй, предел мечтаний любого родителя. Что для этого нужно? Всего-навсего прекратить опекать, делать бесконечные внушения и заниматься нравоучениями.

На практике оказывается, что сказать проще, чем сделать. 

Пока ребенок маленький, все идет по плану: благодаря вашим стараниям младенец чист, сыт, красив, выгулян и хорошо набирает вес. Как любая мама, вы, конечно, озабочены вопросами, когда дите сядет, когда встанет, когда пойдет и когда заговорит. Это все, конечно, очень важно, но (и это то самое «но», которое все перечеркивает)! У тревожных мам не получается просто любить, просто радоваться и просто получать удовольствие от того, что ребенок есть. Тревожность, конфликтность, гневливость, чувство обиды, а также нездоровые амбиции превращают счастье материнства в обузу, выяснение отношений и бесконечное решение проблем.

Простой пример. Амбициозные родители чуть ли не с грудного возраста начинают учить ребенка языкам, отдавать в различные секции. Ребенок заорганизован, от него постоянно ждут результатов. Многие родители ломаются на школьной успеваемости: типа, наш самый лучший должен учиться на одни пятерки. Взрослые, неглупые и, я уверен, любящие свое чадо люди не понимают, что обратная сторона перфекционизма – неврозы, высокий уровень тревоги, вплоть до энуреза и заиканий.

А ребенку всего-то и нужно, чтобы его любили, разговаривали, смеялись и были рядом не в качестве сиделки или надзирателя, а в качестве друга. Ребенок все повторяет за вами: он заговорит быстрее, если вы будете разговаривать с ним, быстрее пойдет, если вы станете принимать участие в играх, а не сидеть рядом в качестве молчаливых наблюдателей. 

Дальше – больше. Ребенок растет, и родители начинают устраивать показательные проверки знаний, ругая малыша за неправильные ответы и рисуя ему страшные картины будущего. Думаю, что половина населения России точно слышала про незавидную участь дворника… 

Постоянные конфликты в семье растут на закваске из родительских комплексов, вылезающих во фразах «Ты как с матерью разговариваешь?! Ты что, отца не уважаешь?» За этим стоят требования уважения, преклонения, а самое главное – беспрекословного подчинения. У детей все эти эксперименты закрепляют одну мысль: тебя любят только за что-то, подарки и похвалы нужно заслужить. Ребенок несет груз ваших неоправданных ожиданий, он чувствует, что не такой, как вы мечтали.

Из-за таких вот родительских надежд и разочарований малыш постоянно находится в состоянии стресса. А теперь подумайте, что же не так. Посмотрите на себя. Если вы хотите, чтобы ребенок начал читать, читайте сами! Только так, только личным примером и никак иначе. 

Дальше начинается школа, и вот тут каждый родитель превращается в педагога, даже если сам не в состоянии решить задачу для первого класса. Все, к чему это приводит, – это слезы ребенка, ваши собственные истерики и испорченные отношения. Поймите наконец: знаний у ребенка от ваших экспериментов не прибавится! После ваших экзекуций он будет бояться домашней работы, ваших вопросов о школе и вообще любого неодобрения. И именно тут он начнет врать. Вы, конечно, рано или поздно поймете, что он врет, и дальше по кругу: ругаем, скандалим, угрожаем карьерой дворника… 
Еще одна ошибка состоит в следующем: родители часто считают, будто они лучше знают, что нужно их отпрыску. А значит, запрещают то, что он хочет делать, заставляют делать то, что ему категорически не интересно. Вот вам источник невроза. Потом лечим неврозы и делимся с подружками своим недоумением, как такое могло произойти. 

Семья не живет, а постоянно решает проблемы: выбирает школу, убивается, чтобы ребенок сдал ЕГЭ. А ребенку в это время плохо – кризис, пубертат, он страдает от одиночества и непонимания. И последнее, что ему в такой ситуации интересно, – этот ваш ненавистный ЕГЭ.

Хотите «сломать систему» – учитесь любить детей просто так, без всяких условий. Просто за то, что они у вас есть. Ваш ребенок – не вы. Он другой. Он – другая планета, если хотите, другое сознание – и это прекрасно. Любите его, помогайте ему стать личностью.

«Но я же хочу, как лучше…» – скажете вы. А вы спросите себя, ведут ли ваши действия к тому, чтобы ребенок был счастлив. Действительно ли знание трех языков, исполнительность и послушание сделают его счастливым? А самое главное – может ли вообще быть счастлив ребенок, когда не счастливы родители? Думайте…. 

Михаил Лабковский

Вход на сайт
Персон.данные
Образование
Приём в школу
Банеры
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018